Дамская комната с окнами на Париж

Дамская комната

Простите. Но сейчас будет странный рассказ на не совсем деликатную тему. Но, думаю, среди читателей не так уж много пафосных персонажей, страдающих лицемерием. Поэтому рискну.

Это, скорее, история некоторой гендерной дискриминации. Но вообще-то многие социологи считают, что данная тема — некий маркер развития социума. Довольно яркий.

Ночная ваза

В годы моего детства существовали — хотя и в некотором дефиците — бесплатные общественные туалеты. И я помню как на вокзалах, в театрах, цирках, музеях и в массе мест, где мне довелось побывать, страшные очереди в дамские комнаты.

А поездить мне по детству с родителями довелось много. Алма-Ата и Волгоград, Москва и Минск, Ленинград и Архангельск, Одесса и Краснодар, Киев и Коломыя, Брест и Брянск, Астрахань и Иваново, Кострома и Смоленск — картина везде одна. Хотя меня, как представителя иного пола, эти очереди напрямую не касались. Но ожидать мам, сестер, одноклассниц, подруг довелось преизрядно. Запомнилось.

На моей памяти общественные нужники сделались платными. Стали почище и менее удушливыми. На вокзалах ситуация с очередями более-менее выправилась. Но музеи и театры остались в прежнем праве — невольно жалеешь дам.

Я понимаю в чем тут дело — иная технология. Но как-то все равно непонятно. Неужели нельзя хоть что-то придумать? Оно же ведь сколько лет прошло!

А самое интересное то, что после того, как я заинтересовался данным вопросом, мне довелось понять, что проблеме этой уже не годы — ей тысячелетия. Но рассказывать придется издалека. А то обвинят в поверхностности.

Глубина веков и прочая загадочность

Вероятно, первые люди, ведущие кочующий образ жизни, особо заботились об устройстве отхожих мест. Чем ближе к природе, тем проще — где нужда застала, там и счастье.
Но вот первым общинам, более-менее стационарно обосновавшимся на одном месте, требовалась некоторая санитарная упорядоченность — хотя бы для того, чтобы уменьшить заметность поселения для врага. Да и в эпидемиологическом разрезе хорошо — меньше эпидемий. Хотя научно не обосновывали, понятное дело. Но эмпирически время установить вред обитания среди помойки время установить было. Так что именно тогда стали стараться хоть как-то окультурить это дело.

Древний туалет Туалеты — презабавные заведения. Кто-то использовал ямные конструкции (их и сегодня много разбросано по миру), а кто-то приноровился моментально закапывать за собой весь компромат — у некоторых сект древних иудеев (ессеи, например — к ним принадлежал и Иешуа Га-Ноцри бен Пандира, известный в мире больше как Исса или Иисус Христос) всегда с собой были специальные лопаточки для этого дела. Именно по их наличию археологи и устанавливают их религиозную принадлежность.

Но некоторые народы пошли дальше. По раскопкам в Индии известны отхожие места, использующие проточную воду для отвода нечистот. И этим устройствам несколько тысячелетиям.

В Древних Египте, Израиле, Месопотамии, Шумере, Карфагене существовали продвинутые системы сбора и отвода дождевых стоков и нечистот, работавшие весьма эффективно. На Крите во дворцах известны первые попытки создания фекальной канализации.

Археологи находили даже стульчаки, весьма напоминающие современные, в Египте и Шумере. А в Шотландии известны общественные туалеты, возрастом 5 000 лет, где нечистоты по специальным глиняным стоком отводились в удаленное местечко. Общественные они весьма условные — просто сооружены в больших домах, где жило несколько семейств, весьма многочисленных. Так что можно их считать и первыми внутриквартирными. Просто квартира коммунальная.

В Античной Греции, с которой каждый добропорядочный и в меру образованный гражданин мира просто обязан вести отчет культурности социума и отдельных его представителей, нечистоты из дворцов и хижин собирались единой канавой стандартного сечения примерно метр на метр.

Римский туалет

Но пуще всего сортирной темой прониклись античные наследники этрусков и эллинов — римляне. В их общественных уборных — латринах — были стандартизированные стульчаки из камня, вода для мытья рук и ополаскивания средств индивидуальной гигиены (римляне не применяли бумагу, но вполне обходились природной губкой, закрепленной на палочке) и система канализации с отводом нечистот проточной водой — для этих целей, как правило, шла использованная вода из многочисленных терм.

Большущий канал (Большая Клоака — в честь подземной богини-очистительницы) собирал всю эту дрянь и скидывал в Тибр. Сам канал был столь широк, что по нему на лодках плавали специальные смотрители.

Стульчаки, как правило, располагались по окружности — штука похлеще стола короля Артура. Дело в том, что латрины использовались как клубы по интересам да места проведения переговоров и пресс-конференций. Просто древние как-то иначе смотрели на подобные вопросы.

Справить нужду

И вот что еще. Туалеты до того времени не делились на мужские и женские. Термы — другое дело. Мылись дамы и джентльмены отдельно. Просто при термах были еще места для занятий спортом — у каждого пола свой вид.

Мужчинам еще предлагались и комнаты для свиданий — бани римлян скорее комбинат услуг, а не утилитарное гигиеническое заведение. Дамам бокса и лупинария (борделя) не полагались. Им моцион на воздухе и легкая аэробика. Так что лучше отдельно.

Вот нужду зато справляли вместе. Такое положение вещей не казалось предосудительным — что естественно, то сами понимаете.

Начало раздору положила легкая промышленность. Ее текстильный сегмент.

Просто для стирки, отбеливания белья и в сукновальном деле применяли стоялую мочу, богатую аммиаком. Ее, ясное дело, надо где-то добывать.

Желательно ничем не загрязненную. И римляне додумались устанавливать на оживленных улицах и задних дворах многоквартирных домов — инсул — керамические горшки сиротского объема — отслужившие свое пифосы, заменявшие древним бондарную тару — бочки. Только теперь эти пифосы было положено называть фуллонами — как прачек и сукновальщиков того времени.

Бочки

В фуллоны полагалось ходить по малой нужде всем желающим. Понятное дело, что проще это делать мужчинам. Женщины же Рима особо по улицам без причины не болтались — их дело дом и семья, а не общественная жизнь.

Так что установка таких писсуаров была мерой не облегчения условий обитаемости города, а средством развития сферы услуг и текстильной отрасли — вполне себе такая понятная причина. Но в силу многих совпадений она стала первым фактиком половой дискриминации в туалетной теме человечества.

Платный туалет

Если что, то Веспасиан ввел налог как раз на фуллоны, а не латрины. И платили тот налог сукновальщики и владельцы прачечных. Ну а потомкам осталось выражение «Деньги не пахнут» и цирк Колизей, частично построенный на эти деньги.

Кстати, сидушки в латринах из натурального камня были холодноваты. Но богатые имели особого раба — тот голой задницей грел для хозяина или хозяйке прохладный мрамор.

По нужде Эта задача, порой, облегчалась тем, что некоторые имели в общественных нужниках свое собственное, индивидуально закрепленное посадочное место — что-то вроде как много позднее столики в ресторанах или ложу в театре, предоставляемую по годовому абонементу.

Дальше в Средневековой эпохе было как-то не до излишеств и инфраструктуры — Рим пал.

Ходили по нужде больше в ямы или свиные туалеты — отходы людей смешивались с отходами скота — а там все в удобрения. Устройство простейшее — яма и пара жердей для ограждения и сидячих удобств.

Особы благородные применяли ночные вазы или гардеробные — считалось, что запах мочи отпугивает моль и блох. Поэтому одежду хранили в туалетах — даже крючья в стены вбивали. Хотя на крючья помимо одежды вешали всякие пахучие травы. Просто чтобы пахло поприятнее. Так что уборная от слова убор как предмет одежды.

Дамская   Туалет

В замках туалеты представляли из себя вынесенную за пределы стены нишу с дыркой, через которую все лишнее попадало в крепостной ров. Так что преодолевать супостату приходилось не просто воду — та вода еще и плохо пахла.

Хотя тут были варианты. Немцы предпочитали строить, порой, отдельные башни. Остальные просто раскидывали эти скворечники по всему абрису стены. Вообще были попытки экспериментировать в замках с выгребом, но уж очень много народу, случалось, в тех замках гостило.

Так однажды в сортир провалился целый король со свитой и вассалами — зал для пиров находился аккурат над ассенизаторной ямой. Монарха вытащили и отмыли, но вот множество графьев и славных витязей потонуло. Так что с ямами завязали.

По нужде

На улицах для общества и вовсе ничего не было. Так что те, кто попроще, выкручивались по углам и кустикам. За богатыми слуги могли таскать горшок. Так что по полам снова равенство.

Кстати, в последнее время много дилетантов повторяет чужую глупость о немытой Европе и чистой России. Чепуха. Средневековье пахло везде одинаково — плохинько.

Сохранилась масса указов воевод самых разных. очистить крепостные стены от торговых лавок, жилищ несанкционированной постройки и… нужников. Вот, правда, на улицах на головы прохожим нечистот попадало не часто.

Но причина не в чистоплотности, а ширине застройки. Просто европейцы улицы мостили, а вот в Российском государстве делали пошире — иначе в грязи тонули даже лошади с телегами.

С нечистотами же было тоже не сильно радостно — достаточно вспомнить судьбу Неглинной и десятка других малых рек в Москве — их судьбы совпадают с массой таких же рек в Лондоне, Париже и других поселениях.

Туалет в Голландии

Вот в Голландии было проще — там вообще сплошные каналы. Поставил будочку над ручейком — вот и древних римлян уважил, и семье доброе дело сделал. Если что, то привычные нам деревянные пеналы над ямой привез как раз из Голландии Петр Великий. А до того вся Русь так и бегала на яму с жердями. Перегородок, понятное дело, не строили. Так что опять почти всегда вместе.

В эпоху Просвещения на улицах тоже пахло не розами — по нужде бегали по тем же кустам, просто кусты стали стричь аккуратно. Но в дамских нарядах это делать сложно. И специально для дам придумали бурдалю (или бурдалу) — специальную утку, по форме и декору напоминающую соусник. Кстати, точно так называется и лента на тулье шляп — все в честь одного человека по имени Луи, жившего во Франции с 1632 по 1704 без перерыва на летаргию.

Луи Бурдалу слыл человеком красноречивым и умным. А по профессии вроде как считался писателем и проповедником. Проповеди его были высокодуховными по содержанию и прекрасными по форме. Но только очень уж длинными. И выслушать их целиком без перерыва мог не всякий. Что, вроде, не совсем как и прилично — лицо-то духовное всяких оболтусов-паству напутствовало.

Вот потому и придумали бурдалу — даме можно было, не испачкав юбок, пописать стоя. Причем делали это даже во время проповеди — такое допускалось.

Бурдалу   Бурдалу

Бурдалу за дамами познатнее в специальных футлярах таскали слуги. Те, что попроще, носили их в муфтах, которые неплохо работали как ридикюли. Так что, посещая музеи и салоны антиквариата помните! Не все то соусник, что вытянуто.

Бурдалу

Паровозы и цистит

Постепенно нравы менялись. Моду на рамки нравственности сильно покоробили викторианцы — ханжи, если разобраться, еще те. По их меркам дамам с мушшинами мыться и справлять нужду вовсе неприлично. Мужик — он зверь, которого может исправить воспитание. А дама — та особа возвышенная и ангел с рождения, слегка отягощенный истерией и склонностью к проституции. Ей даже как-то и по нужде не надо.

Поэтому о туалетах для дам в общественной зоне города речи не шло. Им необязательно. И дамы привыкли. Хотя и платили за это здоровьем — циститы и пиелонефриты следи женщин были очень частыми явлениями. Это замечали сами викторианцы, хотя смертность в то время вообще была страшенной на наши современные лекала.

Общественный туалет

Начало вновь положили французы. Они устанавливали бочки для сбора мочи в начале и конце улицы. И вновь причина была сугубо практического характера. Франции не хватало селитры для пороха. А воевали тогда много. И селитру добывали из земли, пропитанной мочой.

Позднее потребность в бочках отпала, но уличные писсуары уже стали привычными. И префект Рамбюто понаставил по всей столице общественных туалетных кабинок на одного в форме колонн. Парижане так их и звали — колонны Рамбюто. Хотя было и второе название — веспасианы.

parij_04 parij_05 parij_07

parij_10 parij_11 parij_13

В 1851 году, во время проведения лондонской промышленной выставки, учредители и организаторы долго решали, делать ли общественный туалет в Хрустальном дворце — основном выставочном павильоне. Таки решили делать. Но не благодаря здравому смыслу, а во имя демонстрации достижений и новейшей системы водяного смыва: а мы еще и так могём, а не только Веджвуд.

Общественный туалет

Начинание вышло таким удачным, что с тех пор общественные туалеты стали нормой. И делались они первое время для четырех категорий населения: для мужчин, женщин, девочек и мальчиков. Зачем разделение по возрасту, непонятно и сегодня. Но так было. Только скоро закончилось.

Много внесла железная дорога. В поездах туалетов не было — их делали на станциях. Чаще всего на больших, где организовывали и питание. И туалеты эти были сродни заводским цехам по размеру. Все же надо учитывать, что на такие станции приходили битком набитые поезда с пассажирами, до того державшие ноги крестиком часа три-четыре. И меньше всего этим страдальцам бы хотелось наблюдать очереди в ретираду — так тогда часто называли отхожее место.

Вокзальный туалет

И снова мужчины управлялись скорее — им было проще в большинстве случаев.

Со временем нужники появились в вагонах поездов и даже самолетах. Но вот очереди в дамские комнаты не убавились — на пути прогресса встала женская базовая конструкция, отрицавшая мочеиспускание стоя — очень сложно управлять направлением. Дело дошло до того, что появились специальные методики, позволявшие научиться управлять мышцами мочеточника и отклонять в желаемом направлении поток.

И пионерами этого начинания стали феминистки 1920-х. Они же и придумали этот способ. Даже стали организовывать учебу и семинары. И даже нашли массу желающих. Так что шутка про «писать стоя» не совсем шутка. Просто такое вот равноправие полов.

Писуар

И проблема сия остается проблемой и сегодня. Совершенно пустая в быту, но очень насущная во время массовых мероприятий, вроде концертов или спортивных состязаний. Почему-то архитекторы не проектируют больше сортиров или «посадочных мест», но мечтают, что дамы начнут писать стоя. Даже придумали специальный дамский писсуар, позволяющий мочиться стоя. Только конструкция его такая мудреная, что не все сразу понимают, как им пользоваться. Потому продолжают это делать старым, естественным способом. Вот только очереди в антрактах так и не тают.

Писуар Писуар

Так что снова французы оказались впереди планеты всей. А не только в духах и шампанском с гусиной печенью. Они вспомнили о патенте 1922 года о воронкообразном одноразовом приемнике из плотного картона.

Из картона

И наловчились выпускать его специально для всяких массовых мероприятий. Идею подхватили Канада, Великобритания, Финляндия, Нидерланды, Ирландия и Швейцария. Остальные пока выжидают озадаченно. Но есть надежда, что проникнутся. И вот вопрос: в каком направлении думать будут? Может, проще, все же лишний унитаз поставить?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Отлично выглядишь
Оставьте свой комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.